ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 170257-8).
Ассоциацией защиты прав участников азартных игр и лотерей* (далее – Ассоциация) рассмотрен внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СОЗД № 170257-8) (далее – Законопроект). По результатам рассмотрения Законопроекта подготовлен ряд предложений, которые будут способствовать повышению прозрачности в сфере внебюджетного финансирования российского спорта, усилению общественного контроля за сбором и распределением денежных средств, направляемых субъектам спорта в виде целевых отчислений от букмекерской деятельности.
- Законопроектом предлагается дополнить статью 191 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 329) частью 101, предусматривающей наделение Общероссийских спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг обязанность по ежеквартальному представлению в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и в Комиссию по мониторингу и перераспределению целевых отчислений от азартных игр информации о распределении целевых отчислений от азартных игр по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Вместе с тем, ФЗ № 329 уже содержит в части 10 статьи 191 сходные требования, направленные на раскрытие общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами информации об общем объеме полученных целевых отчислений и их распределении, на своих официальных сайтах в сети «Интернет», которое осуществляется ежегодно, 1 раз в год за все прошедшие периоды.
Действующая мера, предусмотренная частью 10 статьи 191 направлена на увеличение прозрачности в сфере внебюджетного финансирования Российского спорта и обеспечение возможности общественного контроля за получением и распределением целевых отчислений.
В этой связи, учитывая важность внебюджетной поддержки спорта, включая новые направления такой поддержки, предусмотренные Законопроектом (финансирование спорта высших достижений, массового спорта), с целю усиления общественного контроля и повышения прозрачности данного института, вместо введения дополнительных, по своей природе схожих обязанностей по раскрытию информации, предлагается:
— расширить обязанности, уже предусмотренные частью 10 статьи 191, предусмотрев, помимо направления соответствующих сведений в уполномоченный государственный орган, также ежеквартальное размещение на сайтах общероссийских спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг информации об общем объеме полученных целевых отчислений в отчетном квартале, и информации о распределении целевых отчислений от азартных игр по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Соответствующие предлагаемые изменения в Законопроект отражены в прилагаемой таблице.
- Законопроект предусматривает, что в случае нарушения общероссийской спортивной федерацией, профессиональной спортивной лигой порядка распределения целевых отчислений, а также требований о предоставлении (раскрытии) информации о распределении целевых отчислений, предусмотренных частью 101 статьи 191 в редакции Законопроекта, уполномоченный орган государственной власти в области физической культуры и спорта (далее – Минспорт) направляет соответствующему субъекту профессионального спорта предупреждение о недопустимости соответствующего нарушения, которое может содержать требование о необходимости устранить обстоятельства, послужившие основанием для вынесения предупреждения.
Законопроектом также предлагается наделить публично-правовую компанию «Единый регулятор азартных игр» правом приостанавливать перечисление целевых отчислений от азартных игр, в случаевыявления повторного нарушения порядка распределения целевых отчислений.
Представляется, что данный правовой механизм не отвечает предъявляемым к текстам нормативных актов требованиям правовой определенности.
В частности, предлагается предусмотреть:
а) в случае выявления первичного нарушения, целесообразно предусмотреть направление требования об устранении выявленных нарушений, содержащего сроки такого устранения;
б) предлагается предусмотреть приостановление перечисления целевых отчислений ППК «ЕРАИ» также и в случае не устранения нарушения в сроки, указанные в соответствующем требовании;
в) помимо прочего, предлагается определить порядок выявления соответствующих нарушений (включая первичное нарушение, нарушение сроков устранения нарушения, повторное нарушение), в тексте федерального закона, или предусмотреть определение такого порядка в отдельном нормативном акте, принимаемом уполномоченным органом, и определяющий процедуру и сроки такого выявления, а также компетенцию участвующих в данном процессе субъектов.
- Как ранее отмечалось в настоящем заключении, Законопроект предусматривает раскрытие информации о распределении субъектами спорта целевых отчислений в уполномоченный орган государственной власти в области физической культуры и спорта (далее – Минспорт), и в ППК «ЕРАИ» в форме отчетов, формируемых по форме, установленной Минспорта.
Данный отчет, как следует из текста Законопроекта, формируется самим субъектом спорта. Вместе с тем, законопроект не предусматривает проверки полноты и достоверности сведений, изложенных в отчете, что не исключает возможности злоупотреблений со стороны субъектов спорта, и (или) искажения информации, изложенной в соответствующем отчете.
В этой связи, в целях усиления контроля за целевым расходованием денежных средств, полученных субъектами спорта в виде целевых отчислений, предлагается:
а) наделить Минспорта полномочиями по проверке полноты и достоверности изложенных в соответствующем отчете сведений;
б) предусмотреть ответственность для субъектов спорта за искажение сведений, представление неполных или недостоверных сведений, в том числе в виде ограничения на перечисление целевых отчислений ППК «ЕРАИ».
- Законопроект предусматривает внесение корреспондирующих с ФЗ № 329 изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 244) и Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 493-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 493), предусматривающих создание приНаблюдательном совете ППК «ЕРАИ» Комиссии по мониторингу и перераспределению целевых отчислений от азартных игр общероссийским спортивным федерациям и профессиональным спортивным лигам.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 10 ФЗ № 493, Наблюдательный совет ППК «ЕРАИ» осуществляет свою деятельность на основании Положения (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2021 г. № 652 «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр».
В соответствии с пунктом 5 раздела I Положения предусмотрено право Наблюдательного совета создавать комитеты и комиссии, по вопросам, отнесенным к его компетенции. При этом, положением определяется порядок создания соответствующих комиссий, порядок формирования их состава и руководства.
При этом, для создания комиссии при Наблюдательном совете ППК «ЕРАИ» не предусмотрено внесение соответствующих изменений в Федеральный закон, а предлагаемый Законопроектом способ регулирования создает правовую неопределенность, поскольку вступает в противотечение с иными нормативными актами, регулирующими сходные правоотношения (в частности, изменяя утвержденный в соответствии с Федеральным законом порядок и субъектный состав формирования комиссии при наблюдательном совете ППК «ЕРАИ»).
Следует отметить, что ни в тексте Законопроекта, ни в пояснительной записке не дается пояснений о целях и задачах создания и деятельности Комиссии по мониторингу и перераспределению целевых отчислений от азартных игр общероссийским спортивным федерациям и профессиональным спортивным лигам. Нормы Законопроекта не предусматривают никаких распорядительных функций указанной комиссии, за исключением получения отчетов о распределении целевых отчислений от субъектов спорта.
В свою очередь, действующим законодательством (Положением) предусмотрено, что Наблюдательный совет компании вправе создавать комитеты и комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения.
Круг вопросов, отнесенных к компетенции Наблюдательного совета ППК «ЕРАИ» определен пунктом 22 Устава ППК «ЕРАИ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2021 г. № 652 «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр», в соответствии с п.2 статьи 3 ФЗ № 493.
Вопросы, связанные с мониторингом и распределением целевых отчислений от азартных игр ППК «ЕРАИ» в компетенцию Наблюдательного совета ППК «ЕРАИ» не входят. Кроме того, указанные вопросы урегулированы на уровне других федеральных законов и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативных актов, и не могут быть изменены решениями, принимаемыми ППК «ЕРАИ».
Учитывая вышеизложенное, создание отдельной комиссии при ППК «ЕРАИ» в порядке, предусмотренном Законопроектом, представляется нецелесообразным.