В связи с появлением в СМИ информации о подготовке к рассмотрению во II чтении Государственной Думой Российской Федерации законопроекта № 423673-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушения в области организации и проведения азартных игр за неуплату или неполную уплату целевых отчислений от азартных игр», Ассоциация защиты прав участников азартных игр и лотерей считает целесообразным изложить свою позицию относительно предлагаемых изменений, в том числе, для сведения уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации.
I. Законопроект существенно изменяет принципы административной ответственности и позволит устранить финансовую заинтересованность в нарушении установленного порядка уплаты целевых отчислений.
Законопроект № 423673-7 направлен на закрепление в законодательстве Российской Федерации специальных норм, предусматривающих ответственность за нарушения порядка и сроков уплаты целевых отчислений от азартных игр, направляемых на финансирование мероприятий по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Следует отметить, что целевые отчисления от азартных игр осуществляются с 2017 года, и составляют значимую часть финансовой основы российского спорта, позволяющую развивать, в том числе, не популярные, и массовые виды спорта, что, в свою очередь, позволяет участникам азартных игр получать возможность для просмотра большего количества матчей, и стимулирует организаторов спортивных соревнований повышать интерес публики к развиваемому виду спорта.
Вместе с тем, с момента появления института целевых отчислений, со стороны организаторов азартных игр было допущено множество нарушений установленного порядка их уплаты. До настоящего времени, специальных норм, направленных на пресечение подобной практики – не установлено. За нарушение установленного порядка уплаты целевых отчислений организаторы азартных игр привлекаются к ответственности, как за нарушение лицензионных требований и условий, которое не является грубым. Предусмотренная ответственность составляет сумму от 300 до 500 тысяч рублей, что не сопоставимо с доходом от деятельности по организации и проведению азартных игр, и явно не соответствует важности охраняемых общественных отношений.
Предлагаемый законопроектом подход заключается в ведении ответственности как за нарушение полноты и сроков уплаты целевых отчислений, так и за уклонение от их уплаты (неуплату). При этом, ответственность устанавливается в процентном отношении к выручке организатора азартных игр за предыдущий отчетный период.
Следует отметить, что административный штраф, в случае его применения, поступает в федеральный бюджет. При этом, уплата штрафа не освобождает от исполнения нарушенной обязанности. Кроме того, в случае неисполнения решения о штрафе, административным законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа в двойном размере.
Учитывая вышеизложенное, предложенные нормы полностью устраняют возможную финансовую заинтересованность в нарушении порядка уплаты целевых отчислений со стороны организаторов азартных игр, создавая риск двукратного и более увеличения финансовой нагрузки. В свою очередь, в случае нарушения и привлечения к административной ответственности, полученные федеральным бюджетом денежные средства могут быть распределены, в том числе, на государственные программы развития спорта, что послужит дополнительным источником его поддержки.
II. Успешная реализация положений законопроекта возможна при условии упорядочения норм, определяющих порядок определения выручки букмекерских контор.
Для успешной имплементации предложенного механизма юридической ответственности, равно, как и для решения иных проблем, затрагивающих права участников азартных игр, о которых ранее Ассоциацией высказывала позиция при рассмотрении отдельных актов законодательства, требуется приведение к единству понятийного аппарата, используемого в Федеральном законе «Об организации и проведении азартных игр», и в других законодательных актах, в том числе для целей корректного определения выручки таких организаторов.
В частности, существует разночтение между используемыми в федеральном законе и иных нормативных актах понятием «пари» и «ставка» («интерактивная ставка»), что приводит к различному толкованию указанных понятий как организаторами азартных игр, так и участниками, и налоговыми органами. В отдельных случаях, подобная ситуация позволяет недобросовестным организаторам азартных игр осуществлять злоупотребления, влекущие занижение как выручки, для целей расчета целевых отчислений, так и базы для расчета и уплаты НДФЛ, а в ряде случаев – противоправное списание баланса с игрового счета участника азартных игр в личном кабинете организатора азартных игр.
По мнению Ассоциации, решение вышеуказанного противоречие является важным условием для успешной реализации предлагаемого законопроектом регулирования.