302c78f0233720cf304df101e644173d-1024x827

Отзыв на проект изменений в Налоговый кодекс (в части НДФЛ участников азартных игр)

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации) (ID 02/04/01-22/00124239) (далее- Законопроект).

 

 

Ассоциацией защиты прав участников азартных игр и лотерей (далее – Ассоциация) рассмотрен Законопроект.

Законопроект предусматривает внесение изменений в части 1 и 2 статьи 2147 и подпункт 5 пункта 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), и направлен на:

— устранение порога в 15 тысяч рублей по выигрышам, выплачиваемым в букмекерских конторах или тотализаторах, а также операторами, распространителями лотерей, по которым соответствующие организаторы азартных игр, операторы, распространители не выступают налоговыми агентами;

— наделение организаторов азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, операторов, распространителей лотерей функциями налогового агента по всем выплачиваемым выигрышам, независимо от суммы.

Предлагаемые Законопроектом изменения поддерживаются Ассоциацией по следующим основаниям.

  1. Согласно действующей редакции НК РФ, организаторы азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, операторы, распространители лотерей выступают налоговыми агентами в отношении выигрышей, равных или превышающих 15 тысяч рублей. Кроме того, налоговая база по таким выигрышам, выплачиваемым организаторами азартных игр, в целях исчисления и удержания налога, определяется как разница между суммой выплачиваемого выигрыша и суммой ставки (интерактивной ставки) служащей условием участия в соответствующей азартной игре (ч.1 ст. 2147 НК РФ). При этом, исчисление и уплату налога по выигрышам менее 15 тысяч рублей, в соответствии с п.5 ч. 1 ст. 228 НК РФ, производят сами физические лица, а налоговая база определяется как полная сумма выплачиваемого выигрыша.

В рамках действующего порядка, в отношении выигрышей в букмекерских конторах или тотализаторах, физические лица оказываются в неравных условиях, поскольку в отношении выигрышей менее 15 тысяч рублей не имеют возможности в целях определения налоговой базы уменьшить сумму выигрыша на сумму ставки или интерактивной ставки, следовательно уплачивают налог в большем размере.

 

  1. Как следует из актуального исследования букмекерского рынка за 2021 год, опубликованного аналитическим порталом «Рейтинг Букмекеров», количество клиентов букмекерских контор в 2021 году составило 15,29 млн. человек, из них 6,59 млн. человек являются «постоянными игроками» (то есть совершили 2 и более ставок). Средняя сумма ставки при этом составляет 1291 рубль. Это свидетельствует о том, что большая часть выигрышей, получаемых клиентами букмекерских контор, составляет менее 15 тысяч рублей.

Следует отметить, что согласно данным того же исследования, 47,3% игроков легальных организаторов азартных игр в букмекерских конторах или тотализатора либо не уплачивают налог самостоятельно, либо испытывают сложности с уплатой налога (23,7% игроков не знают о том, что с выигрышей необходимо уплачивать НДФЛ, а 23,6% игроков признаются, что не понимают, когда должны уплачивать налог сами – исследование «РБ»).

 

Вместе с тем, считаем необходимым отметить, что Законопроект может быть доработан в части понятийного аппарата абз. 1 части 1 ст. 2147 НК РФ, в целях совершенствования порядка удержания НДФЛ.

Так, согласно ч.1 ст. 2147 НК РФ, налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, определяется налоговым агентом путем уменьшения суммы выигрыша, полученного при наступлении результата азартной игры, на сумму ставки или интерактивной ставки, служащих условием участия в азартной игре. Сумма налога в отношении доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме выигрыша.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №244), в букмекерских конторах или тотализаторах может проводиться только один вид азартных игр – пари.

Вместе с тем, в настоящее время широко распространена практика, когда в букмекерских конторах (тотализаторах) одна внесенная ставка (интерактивная ставка) распределяется внутри «личного кабинета» игрока на множество пари. При этом, игрок имеет возможность заключать пари «внутри» «личного кабинета» букмекера (тотализатора), и распоряжаться выигрышем, не запрашивая его вывод из личного кабинета.

При этом, денежные средства, полученные по результатам каждого завершенного пари, не считаются выигрышем, так как не выводятся из личного кабинета (не зачисляются на банковский счет игрока и не выдаются в виде наличных денег). Следовательно, с каждого результата такого пари налог не удерживается. Налог рассчитывается только в момент, когда игрок запрашивает деньги на вывод. К этому моменту игрок может заключить десятки пари, а в балансе букмекерской конторы будут отражены только ввод денег (ставка, интерактивная ставка) и сумма, запрошенная игроком к выплате (выигрыш).

На пари, заключенные в личном кабинете, не выдаются кассовые чеки, и вся информация о таких пари хранится исключительно в личном кабинете игрока на стороне букмекера (тотализатора).

Вышеуказанные факты создают предпосылки для злоупотребления со стороны организатора азартных игр:

  1. применение разными организаторами азартных игр различных подходов к порядку расчета и удержания НДФЛ с выигрышей, что в ряде случаев приводит возникновению по итогам налогового периода претензий налоговых органов к физическим лицам, связанным с не полной уплатой налога;
  2. занижение или списание баланса игрока под различными предлогами.

 

Для исключения подобных злоупотреблений, и в целях совершенствования системы сбора и уплаты налога с выигрышей, выплачиваемых в букмекерских конторах или тотализатора, предлагается привести понятийный аппарат, используемый в статье 2147 НК РФ в соответствие с понятийным аппаратом ФЗ № 244.

Метки: нет меток

Обсуждение закрыто.