uv

Отзыв Ассоциации на законопроект о целевых отчислениях букмекеров

Ассоциация защиты прав участников азартных игр и лотерей (далее – Ассоциация) является некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с Уставом деятельность в сфере защиты прав и законных интересов участников азартных игр и лотерей, в том числе путем проведения экспертизы нормативных правовых актов и подготовки предложений по совершенствованию законодательства, затрагивающего права и законные интересы участников азартных игр и лотерей.

Минфином России разрабатывается законопроект «О внесении изменений в статью 6.2 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и статью 19.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Проект).

Проект направлен на регулирование деятельности организаторов азартных игр в букмекерских конторах, предусматривая, в частности, увеличение суммы ежеквартальных целевых отчислений в спортивные федерации с 5 до 10 процентов, а также минимальный объем целевых отчислений в квартал с 15 до 30 миллионов рублей с одной букмекерской конторы. При этом, Проект опосредованно влияет на права и законные интересы участников азартных игр, заключающих пари в букмекерских конторах.

В настоящее время рынок легальных в России организаторов азартных игр проигрывает по привлекательности рынку иностранных букмекеров. Одной из причин является высокая финансовая нагрузка на букмекеров, и нестабильность регулирования, что ведет к хеджированию букмекерами рисков на фоне отсутствия возможности долговременного планирования инвестиций, в частности путем увеличения «букмекерской маржи» и сокращения событийности в предлагаемой букмекерами «линии», оставляя только высокомаржинальные исходы. Таким образом букмекеры «перекладывают» на участников азартных игр возлагаемую на них финансовую нагрузку.

Такая ситуация приводит к невозможности обеспечить стабильный приток участников азартных игр из нелегального сегмента, прежде всего сети «Интернет», в правовое поле Российской Федерации, даже не смотря на декларируемые объемы сокращения теневого рынка, и принимаемые государством запретительные меры.

В этой связи, законодательные инициативы, направленные на ужесточение регулирования и введения дополнительных финансовых обязательств букмекерских контор должны быть тщательно проработаны, принимая во внимание оценку не только предполагаемых позитивных изменений в виде увеличения собираемости финансовых средств, но и сопутствующих негативных последствий для самих участников азартных игр.

Согласно сводному отчету о проведении оценки регулирующего воздействия Проекта (далее – Сводный отчет), Проект разработан на основании подп. «Б» п.1 Перечня поручений Президента РФ No Пр-1760 от 06.10.2020г.(далее – Перечень поручений).

Перечень поручений Президента РФ был подготовлен по итогам заседания Совета по физической культуре и спорту при Президенте РФ от 06 октября 2020 года, в ходе которого Министром Финансов РФ было выдвинуто и поддержано Президентом предложение об увеличении целевых отчислений с букмекерских контор не менее чем в 2 раза. При этом, Министр Финансов РФ привел суммы целевых отчислений за 2019 год (1,2 млрд. руб.), на фоне общих сумм выручки (30 млрд. руб.) и уплаченных букмекерскими конторами налогов (700 млн. руб).

При разработке Проектом, Минфином России не учтены вступившие в силу изменения законодательства, что привело к искажению сути поручения Президента представленным Проектом.

Так, 30 сентября 2020 года вступили в силу положения Федерального закона от 31.07.2020 года No 270-ФЗ. В соответствии с указанными изменениями, база расчета целевых отчислений букмекерских контор была изменена: в базу расчета включаются как российские, так и зарубежные (и международные) спортивные соревнования. Тем же законопроектом был ограничен перечень событий, на которые букмекеры вправе принимать ставки – исключительно спортивными соревнованиями. В совокупности, изменения ввели систему уплаты целевых отчислений с общего объема (всех) принятых ставок за вычетом выплаченных выигрышей (общеприменимый термин Gross Gaming Revenue – GGR).

В 2019 году целевые отчисления букмекерских контор составили 4% от выручки, на фоне исчисления целевых отчислений исключительно от российских спортивных соревнований.

Нужно помнить, что помимо уплаты целевых отчислений букмекеры, как и любые субъекты бизнеса, несут дополнительную нагрузку, в том числе упомянутые Министром Финансов налоговые отчисления, а также затраты на ФОТ и на модернизацию информационных систем.

В этой связи, расширение базы целевых отчислений, с одновременным увеличением процента уплаты целевых отчислений, может слишком сильно увеличить нагрузку на букмекерские конторы, что приведет либо к их технологическому отставанию, либо к перетеканию в зарубежные юрисдикции. Последнее обстоятельство также негативно отразится на участниках азартных игр, создавая условия для монопольного установления в отсутствии конкуренции условий игры на рынке крупнейшими букмекерами. Надо отметить, что финансовые показатели деятельности букмекеров, которые легли в основу расчетов, разработчиком не приводятся, и известны только со слов Министра Финансов, таким образом носят вероятностный характер.

Учитывая вышеизложенное, предложение об увеличении размера целевых отчислений до 10 % не поддерживается.

Представляется целесообразным сохранение процентной ставки целевых отчислений в действующем размере – 5% (с учетом вступивших в силу изменений в части базы расчета целевых отчислений).

Предложение законопроекта об увеличении минимальной суммы целевых отчислений в квартал до 30 миллионов рублей может быть поддержано, как мера дополнительных гарантированных целевых поступлений, отвечающую условиям Перечня Поручения Президента РФ.

Введение порядка сбора целевых отчислений в бюджет не относится к предмету детальности Ассоциации, поскольку напрямую на права участников азартных игр не влияют.

Метки: нет меток

Обсуждение закрыто.